Народная артистка России Наталья Голубенцева известна всем как актриса, которая полжизни разговаривает голосом милейшего кукольного персонажа — Степашки — из легендарной детской передачи «Спокойной ночи, малыши!».
Наталья Александровна не снималась в фильмах известных режиссеров и не играла на подмостках прославленных театров. Но популярности ее длинноухого Степашки, которого, она, в сущности, и «слепила», сегодня может позавидовать любая кинозвезда.
«Я не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы не Степашка. В детстве я была мальчишница. Любила по заборам и по деревьям лазить. Домой с улицы едва загоняли. Мечтала работать дворником, чтобы побольше гулять. И скорее походила на Хрюшу, чем на Степашку. Но, как правило, если актер вживается в роль на 100%, то и сам приобретает определенные качества, которые присущи исполняемому им герою. А взамен отдает ему самое лучшее, что есть в нем. Это наш случай! Потому что в каком-то смысле — упорядоченный Степашка живет во мне, а мое стремление и энергия в нем, как «два в одном»! — рассказывает Наталья Голубенцева. — «Мы почти полвека прожили вместе со Степашкой, и он оказывает на меня магическое влияние. В данном случае я не могу сказать даже — мы, потому что это одно и то же лицо», — делится своими размышлениями актриса.
Наталья Александровна выросла в театральной семье. Папа был композитором, а мама — артистка Театра сатиры. Все шло к тому, чтобы и дочь решила стать драматической актрисой. Однако, когда Наташа с первого раза не поступила в театральный институт, мама ей сказала: «Все, дочка, хватит! Больше пробовать не надо. Голосок у тебя слабенький». А голосок-то ей пригодился!
Наташа не стала терять время даром, а решила следовать своей мечте и поступила в эстрадно-цирковое училище. Однажды, шел 1965 год, к ним в гости пришла мамина давняя подруга — режиссер телевидения, и предложила той принять участие в детской передаче. Но у актрисы вечер был занят генеральной репетицией в театре, и тогда она попросила дочь заменить ее на телевидении.
Наташе, студентке второго курса, было страшно, потому что это была эра «живого» эфира. Но она поехала на Шаболовку и мужественно «вошла» в кадр — прочитав свою первую сказку в передаче «Спокойной ночи, малыши!». Молодую и симпатичную девушку заметили и стали все чаще приглашать вести передачи. Иногда в них вместо картинок показывали кукольные спектакли, и Наташа с удовольствием смотрела, как работают артисты, и потихоньку осваивала мастерство кукловождения. С 1968 года ее первой постоянной ролью был мальчик Ерошка. В 80-е ей поручили роль Буратино. А Степашкой она стала в 1974 году.
— Какой была первая кукла, которую вы озвучивали? Это сразу был Степашка?
— С самого первого дня Степашки на экране, его играю я. До этого была одной из ведущих телепередачи. В то время она шла 20 минут. Я появлялась в кадре только, чтобы поприветствовать зрителей, а потом с ними попрощаться. Между этим артисты кукольного театра показывали детскую сказку, а я за ними наблюдала. И однажды режиссер мне говорит: «Чего сидишь? Бери куклу — иди работай!». Так я и познакомилась с профессией кукловода. В это время как раз сменился формат передачи: в выпуск добавили показ мультфильма, в кадре стали появляться диктор и две куклы. Первым героем, которого я озвучивала, стал мальчик Ерошка. У меня хранится фото 1971 года с ведущим Володей Ухиным, Гришей Толчинским в роли Фили и Ерошкой. Какое-то время мои герои менялись: слоненок, щенок и другие, а потом — и Степашка. Незаметно наш зайчонок прижился, и мы неразлучны с ним вот уже 50 лет, — вспоминает Наталья Александровна.
— Насколько технически сложно перевоплощаться в Степашку?
— Как только я нажимаю на движочек куклы, который отвечает за то, чтобы рот открывался — тут же появляется голос Степашки. У меня это происходит автоматически. Если честно, я и сама не знаю, каким образом… Сложность возникает, если меня вдруг просят сказать что-нибудь голосом Степашки, когда у меня нет его в руках. Вот тогда голос звучит совсем не так как экране.
— А не хотелось ли сыграть другого персонажа?
— Я не раз подменяла других артистов — и Хрюшу вместо Натальи Державиной играла, и Каркушу, и Мишутку, когда нужно. Но Степашка всегда был со мной. Коллеги даже придумали отчество и стали звать Наталья Степановна. А что касается характера Степашки, то он милый и хороший, одна радость его играть. Конечно, за эти годы какие-то черты выступали в нем ярче, какие-то уходили на второй план. Наверное, мы артисты, бессознательно, передаем своим героям и свои интонации, и интонации людей, с которыми часто общаемся. Уверена, что-то я позаимствовала у брата и сестры, пока они подрастали, потом копировала у собственного сына, а сейчас ловлю себя на мысли, что повторяю интонации за внучкой.
— Какие забавные истории есть в вашей жизни, связанные со Степашкой?
— Например, был случай, когда журналист пришел брать интервью. Просидели с ним часа четыре, три из которых он рассказывал мне историю своей жизни. Потом я все же ответила на несколько вопросов, рассказала про свою машину – голубую … Читаю опубликованное интервью, а там написано: и вот мчатся желтые жигули!
Вообще, с машинами, ГАИ и со Степашкой у меня много историй. Во времена СССР купили с мужем машину и перегоняли ее из-за границы домой через Белоруссию. Жмем на газ. Вокруг поле — ни души. И вдруг милицейская будка. Милиционер отчаянно машет жезлом: «Стоять!». Что делать, тормозим. Муж выходит из машины. Нужно оплатить штраф, скажем, в 20 «зайчиков». Так часто белорусские рубли называют. А я к тому моменту уже знаю, что делать, если меня милиция останавливает. И вот, сидя в машине, я руками изображаю ушки зайчика у себя на голове, мол, я Степашка — так, чтобы патрульный видел. А он как закричит! Почему я себе позволяю его дразнить. Муж скорее объяснять, что да как. Наконец, милиционер понял, что я — тот самый Степашка из телевизора, чуть в обморок не упал. Тогда ведь нашу передачу весь Советский Союз смотрел. И говорит мне, а можно автограф? Тут уж муж не растерялся, отвечает: «20 зайчиков!».
— Как вы считаете, почему Степашка, как и другие персонажи передачи, на протяжении многих лет остается на экранах телевизоров?
— Персонажи «Спокойной ночи, малыши!» так же, как герои русских сказок, с нами с самого детства. Очень многие люди среднего и старшего возраста, да и молодое поколение, когда видят меня вместе со Степашкой, чуть ли не со слезами на глазах говорят: «Вы – наше детство!». Изначально художники персонажей Ирина Власова, Нелли Карацуба, Ольга Быкова и все, кто трудился над созданием кукол, сделали их такими обаятельными, что при взгляде на героев сразу возникает улыбка. Когда Степашка, Хрюша, Филя и Каркуша вместе — это собирательный образ одного ребенка, в котором заложено все: сорванец Хрюша, наивный Степашка, справедливый Филя и хвастливая фантазерка Каркуша. В этом и есть главный феномен программы. Нас давно воспринимают как неотъемлемую часть русской культуры.